Кран-манипулятор — своеобразная комбинация грузовика и стандартного автокрана. Такая спецтехника нужна для выполнения большого перечня земляных, строительных и монтажных работ. Спецтехника такого типа стоит дорого, а управлять ей могут только подготовленные специалисты. Обычно проще всего взять манипулятор с нужными техническими параметрами в аренду. Поговорим в статье о том, какие параметры надо учесть, чтоб подобрать арендный манипулятор нужного типа.
Функции и разновидности манипуляторов
Сегодняшние манипуляторы представляют собой грузовики с крановой установкой. Такая спецтехника активно применяется на стройках, в коммунальной сфере, сельском хозяйстве, грузовых перевозках. Манипуляторы успешно справляются с выполнением следующих задач:
- погрузочно-разгрузочные работы и перевозка разнообразных грузов (оборудование для промышленности, строительные материалы, бытовки и контейнеры, сыпучие грузы, автомобили);
- подъем на высоту грузов и рабочих (при наличии люльки);
- монтажные работы (к примеру, возможна безопасная установка стеклопакетов вакуумной присоской);
- бурение скважин (если конструкция предусматривает наличие шнекового бура).
Под термином «манипулятор», как правило имеют в виду, спецтехнику двух типов:
1) гидроманипуляторы;
2) краны-манипуляторы.
Главные отличия между данными разновидности заключается в грузоподъемности, областях использования, продолжительности цикла работы.
Гидроманипуляторы оборудованы обычно стрелой L-образного типа. В этих машинах установлена гидравлика, их главное назначение — высокоинтенсивные работы, вроде погрузки/разгрузки металлолома, деревянных бревен. Гидроманипуляторы должны быть очень надежными, они выполняют однотипные действия, а продолжительность цикла работы, как правило, коротка. Рабочее оборудование традиционно устанавливается позади кабины, чаще смещено к заднему краю машины.
В последнее время на рынке стали появляться модели гидроманипуляторов с Z-образным типом стрелы, но они недостаточно универсальны.
Стандартные краны-манипуляторы не оборудованы гидроприводом и передвигают грузы, подвеской в виде крюка. Спецтехнику такого типа используют в менее интенсивных работах, чем гидроманипуляторы. Чаще всего краны-манипуляторы применяются для погрузки и дальнейшей перевозки грузов на объект заказчика.
Для кранов-манипуляторов характерна повышенная грузоподъемность и более продолжительный цикл непрерывной работы. Это наиболее популярная у арендаторов спецтехники разновидность манипуляторов.
Главные технические характеристики манипуляторов
К наиболее значимым техническим параметрам манипуляторов относятся:
- Параметры стрелы: ее способ складывания, вылет, форма профиля и грузоподъемность, максимальный угол поворота.
- Тип и грузоподъемность шасси
- Бренд производителя.
Одна из ключевых характеристик любого манипулятора — схема складывания или тип стрелы. Доступны два варианта:
- Z-образная (без лебедки). Такая стрела складывается в форме латинской буквы Z, для нее характерны шарнирные сочленения между секциями. У такой стрелы повышенная грузоподъемность и вылет. Установкой легко управлять, она надежна, не занимает много места. Крюк закреплен на конце последней секции. Каждая секция способна поворачиваться, меняя угол наклона. Но все равно остаются некоторые закрытые зоны, поскольку величина угла ограничена.
- L-образная (с лебедкой). На лебедку закрепляется крюк. Плюс L-образной конструкции в том, что она может передвигать грузы под произвольным углом опускать груз на высоту ниже рамы, использовать высокий борт, управлять скоростью вращения, полностью контролировать положение груза в любой точке пространства. К недостаткам этой конструкции относятся громоздкость, необходимость в частой замене троса лебедки.
Есть на рынке и модели, где стрела обладает плюсами обеих конструкций. Этого получилось достичь через использование между первой и второй секциями шарнирного соединения, а между остальными — телескопического.
Следующие важные параметры выбора манипулятора — дальность вылета стрелы, а также грузоподъемность бортов и стрелы. Подходящие параметры техники зависят от конкретного груза. Все 3 перечисленных параметра взаимосвязаны.
Надо признать, у кранов-манипуляторов имеют меньше расстояние вылета стрелы и максимальная масса грузов, чем у традиционных автокранов. Но технологии совершенствуются, и разрыв в параметрах постепенно сокращается.
Помните, с ростом грузоподъемности техники, растет ее стоимость и ставка аренды. А величины грузоподъемности шасси манипуляторной стрелы и шасси установки прямо связаны. Стрела манипулятора может поднимать за 1 раз от 2 до 10 тонн груза, цифры разные для каждой конкретной модели. Длина стрелы бывает и 6 м., и 23 м., но чаще всего рынком востребована техника с длиной стрелы до 12 м. Учтите, длина стрела должная превышать размер кузова минимум на 1 м.
Также помните об обратной зависимости между расстоянием от груза до установки и значением фактической грузоподъемностью стрелы. Наибольшую массу агрегат поднимет, когда груз находится прямо рядом с ним.
Для оценки настоящей грузоподъемности манипуляторной стрелы применяют термин «грузовой момент». Чтобы рассчитать значение этой метрики, умножим вес груза в тоннах на протяженность стрелы в метрах.
По грузоподъемности шасси техника делится на мало- и среднетоннажные (до 3 т. и до 10 соответственно), а также большегрузные (свыше 10 тонн). Рекомендуем выбирать технику с некоторым запасом грузоподъемности. Это замедлит износ агрегата и послужит страховкой на случай неверных расчетов.
Форма сечения стрелы бывает не только прямоугольной, но также в виде пяти-, шести-, восьмигранника. С увеличением числа граней у профиля, нагрузка распределяется равномернее, в итоге стрела надежнее в использовании, дольше сохраняет прочность. Но такая техника и стоит дороже. Если необходим агрегат с не слишком большой грузоподъемностью, то хватит и обычной прямоугольной стрелы.
Максимальная величина угла поворота манипулятора зависит от особенностей конструкции, но обычно составляет полную окружность. В реальности угол поворота ограничивают электронным либо механическим путем, поскольку область над кабиной водителя является ненадежной. Если груз окажется в этой зоне, то установка рискует перевернуться.
Шасси для манипуляторной установки могут служить:
- бортовой грузовик;
- прицеп;
- тракторная техника;
- тягач.
Выбор зависит от условия работы техники. Самые частые варианты шасси для манипулятора — тягач и бортовой грузовик. Желательно, чтобы вес манипулятора не превышал четверти грузоподъемности шасси, если планируется транспортировка груза. Если же манипулятор выполняет лишь функцию автокрана, тогда допустимо, чтобы масса оборудования приближалась к значению грузоподъемности шасси.
Главные производители манипуляторов
Часто у нас можно встретить манипуляторы, произведенные в Корее (Kanglim). Среди достоинств корейской техники: широкий выбор моделей, хорошее соотношение цены и качества. Гораздо дороже корейской техники стоят манипуляторы из Японии (Unic, Tadano). Но по качеству, надежности и широте функционала японская спецтехника считается одной из лучших.
Популярна также и техника российских марок (БАКМ, «Велмаш»), ее важный плюс — доступность запчастей и комплектующих. Представлены на рынке и недорогие китайские манипуляторы, но к ним не так просто отыскать подходящие расходники. Вариантов машин американских и европейских брендов (HIAB, Fassi) на рынке на так много.
Чтобы быстро и полностью справиться с запланированными работами, подбирайте манипулятор в полном соответствии с требуемыми характеристиками. Брать технику в аренду или покупать зависит от того, насколько регулярно Вы собираетесь ее использовать.
Кран-манипулятор — своеобразная комбинация грузовика и стандартного автокрана. Такая спецтехника нужна для выполнения большого перечня земляных, строительных и монтажных работ. Спецтехника такого типа стоит дорого, а управлять ей могут только подготовленные специалисты. Обычно проще всего взять манипулятор с нужными техническими параметрами в аренду. Поговорим в статье о том, какие параметры надо учесть, чтоб подобрать арендный манипулятор нужного типа.
Функции и разновидности манипуляторов
Сегодняшние манипуляторы представляют собой грузовики с крановой установкой. Такая спецтехника активно применяется на стройках, в коммунальной сфере, сельском хозяйстве, грузовых перевозках. Манипуляторы успешно справляются с выполнением следующих задач:
Под термином «манипулятор», как правило имеют в виду, спецтехнику двух типов:
1) гидроманипуляторы;
2) краны-манипуляторы.
Главные отличия между данными разновидности заключается в грузоподъемности, областях использования, продолжительности цикла работы.
Гидроманипуляторы оборудованы обычно стрелой L-образного типа. В этих машинах установлена гидравлика, их главное назначение — высокоинтенсивные работы, вроде погрузки/разгрузки металлолома, деревянных бревен. Гидроманипуляторы должны быть очень надежными, они выполняют однотипные действия, а продолжительность цикла работы, как правило, коротка. Рабочее оборудование традиционно устанавливается позади кабины, чаще смещено к заднему краю машины.
В последнее время на рынке стали появляться модели гидроманипуляторов с Z-образным типом стрелы, но они недостаточно универсальны.
Стандартные краны-манипуляторы не оборудованы гидроприводом и передвигают грузы, подвеской в виде крюка. Спецтехнику такого типа используют в менее интенсивных работах, чем гидроманипуляторы. Чаще всего краны-манипуляторы применяются для погрузки и дальнейшей перевозки грузов на объект заказчика.
Для кранов-манипуляторов характерна повышенная грузоподъемность и более продолжительный цикл непрерывной работы. Это наиболее популярная у арендаторов спецтехники разновидность манипуляторов.
Главные технические характеристики манипуляторов
К наиболее значимым техническим параметрам манипуляторов относятся:
Одна из ключевых характеристик любого манипулятора — схема складывания или тип стрелы. Доступны два варианта:
Есть на рынке и модели, где стрела обладает плюсами обеих конструкций. Этого получилось достичь через использование между первой и второй секциями шарнирного соединения, а между остальными — телескопического.
Следующие важные параметры выбора манипулятора — дальность вылета стрелы, а также грузоподъемность бортов и стрелы. Подходящие параметры техники зависят от конкретного груза. Все 3 перечисленных параметра взаимосвязаны.
Надо признать, у кранов-манипуляторов имеют меньше расстояние вылета стрелы и максимальная масса грузов, чем у традиционных автокранов. Но технологии совершенствуются, и разрыв в параметрах постепенно сокращается.
Помните, с ростом грузоподъемности техники, растет ее стоимость и ставка аренды. А величины грузоподъемности шасси манипуляторной стрелы и шасси установки прямо связаны. Стрела манипулятора может поднимать за 1 раз от 2 до 10 тонн груза, цифры разные для каждой конкретной модели. Длина стрелы бывает и 6 м., и 23 м., но чаще всего рынком востребована техника с длиной стрелы до 12 м. Учтите, длина стрела должная превышать размер кузова минимум на 1 м.
Также помните об обратной зависимости между расстоянием от груза до установки и значением фактической грузоподъемностью стрелы. Наибольшую массу агрегат поднимет, когда груз находится прямо рядом с ним.
Для оценки настоящей грузоподъемности манипуляторной стрелы применяют термин «грузовой момент». Чтобы рассчитать значение этой метрики, умножим вес груза в тоннах на протяженность стрелы в метрах.
По грузоподъемности шасси техника делится на мало- и среднетоннажные (до 3 т. и до 10 соответственно), а также большегрузные (свыше 10 тонн). Рекомендуем выбирать технику с некоторым запасом грузоподъемности. Это замедлит износ агрегата и послужит страховкой на случай неверных расчетов.
Форма сечения стрелы бывает не только прямоугольной, но также в виде пяти-, шести-, восьмигранника. С увеличением числа граней у профиля, нагрузка распределяется равномернее, в итоге стрела надежнее в использовании, дольше сохраняет прочность. Но такая техника и стоит дороже. Если необходим агрегат с не слишком большой грузоподъемностью, то хватит и обычной прямоугольной стрелы.
Максимальная величина угла поворота манипулятора зависит от особенностей конструкции, но обычно составляет полную окружность. В реальности угол поворота ограничивают электронным либо механическим путем, поскольку область над кабиной водителя является ненадежной. Если груз окажется в этой зоне, то установка рискует перевернуться.
Шасси для манипуляторной установки могут служить:
Выбор зависит от условия работы техники. Самые частые варианты шасси для манипулятора — тягач и бортовой грузовик. Желательно, чтобы вес манипулятора не превышал четверти грузоподъемности шасси, если планируется транспортировка груза. Если же манипулятор выполняет лишь функцию автокрана, тогда допустимо, чтобы масса оборудования приближалась к значению грузоподъемности шасси.
Главные производители манипуляторов
Часто у нас можно встретить манипуляторы, произведенные в Корее (Kanglim). Среди достоинств корейской техники: широкий выбор моделей, хорошее соотношение цены и качества. Гораздо дороже корейской техники стоят манипуляторы из Японии (Unic, Tadano). Но по качеству, надежности и широте функционала японская спецтехника считается одной из лучших.
Популярна также и техника российских марок (БАКМ, «Велмаш»), ее важный плюс — доступность запчастей и комплектующих. Представлены на рынке и недорогие китайские манипуляторы, но к ним не так просто отыскать подходящие расходники. Вариантов машин американских и европейских брендов (HIAB, Fassi) на рынке на так много.
Чтобы быстро и полностью справиться с запланированными работами, подбирайте манипулятор в полном соответствии с требуемыми характеристиками. Брать технику в аренду или покупать зависит от того, насколько регулярно Вы собираетесь ее использовать.